Защита диссертации М.А.Ташкиновым
9 декабря состоялась защита диссертации на степень доктора физико-математических наук доцентом кафедры М.А. Ташкиновым по специальности 1.1.2 - Математическое моделирование, алгоритмы и комплексы программ. Кафедра сердечно поздравляет Михаила Анатольевича с этим событием, полагая его началом следующего этапа научно-исследовательской работы в возглавляемой им лаборатории «Механика биомедицинских материалов и устройств»!

Выполнение хоздоговора с компанией Новомет-Пермь
Кафедра выполнила договор «РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАСЧЕТА РЕЗИНОВОГО ЭЛЕМЕНТА» с АО «НОВОМЕТ-ПЕРМЬ».
Целью работы являлось создание численной модели для исследования задач монтажа манжеты и опрессовки пакера погружного нефтяного насоса, а также разработка методик испытаний и идентификации моделей вязкоупругости, трения и разрушения резины. При решении задачи получены следующие результаты.
Предложена оригинальная программа базовых испытаний и методика идентификации модели вязкоупругого поведения слабосжимаемого гиперупругого материала, испытывающего конечные деформации при комнатной температуре. Методика применена к определению констант моделей, реализованных в пакетах ANSYS и LS-DYNA, для высоконаполненной маслостойкой резины.
Предложена оригинальная программа базовых испытаний и методика идентификации модели трения резины и нержавеющей стали по схеме плоскость по плоскости, реализованная для диапазона контактных давлений 0,5-20 МПа для двух значений шероховатости и трех видов смазки.
Предложены и реализованы оригинальные методики испытания резины на раздир.
Реализована модель в трехмерной постановке в прикладном пакете LS-DYNA, позволяющая быстро рассчитывать процессы монтажа манжеты и опрессовки пакера в испытательном стенде, подходящая для оптимального проектирования новых конструкций. Предложена методика верификации эффективного коэффициента трения с использованием данных с испытательного стенда. Выполнены расчеты процесса монтажа манжеты и опрессовки пакера.
Выяснен механизм потери герметичности, связанный с концентрацией высоких контактных давлений вблизи поверхности опрессовки вследствие трения, и с проникновением жидкости через эту зону вследствие геометрических несовершенств манжеты при ее монтаже.
Зачисление на первый курс
На первый курс программы бакалавриата "Динамика и прочность в машиностроении и недропользовании" зачислено 15 студентов со средним баллом 189 (от 170 до 244). Также 15 студентов зачислено на первый курс программы сетевой магистратуры "Динамика и прочность конструкций и механизмов", реализуемой совместно с СПбПУ Петра Великого. Всем зачисленным желаем успешной и интересной учёбы!
Фото с юбилея кафедры
Уважаемые коллеги и выпускники кафедры, по ссылке доступны фото с юбилея кафедры, предоставленные Андреем Моновым и Виталием Еленским.
Представления диссертаций
2 и 23 июня на научном семинаре кафедры состоялись представления диссертационных работ «Влияние морфологических характеристик на закономерности деформирования и разрушения случайных неоднородных сред» доцента кафедры М.А. Ташкинова на соискание степени доктора наук и «Влияние параметров технологии послойного наплавления филамента на деформирование и разрушение биосовместимых полимерных материалов» инженера кафедры И.В.Виндокурова на соискание степени кандидата наук.
Юбилей кафедры ДПМ
В этом году кафедре «Динамика и прочность машин» исполняется 60 лет. Торжественные мероприятия состоятся 4 июля 2025 года. В программе мероприятий:
12.00 Для желающих посетить кафедру — организованный отъезд от главного корпуса ПНИПУ с возвратом к началу торжественного заседания.
15:00 Торжественное заседание (актовый зал главного корпуса ПНИПУ).
17:00 Встреча выпускников (столовая главного корпуса ПНИПУ).
Регистрация участников осуществляется через форму.
Контакты: Кузнецова Елена Владимировна: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., https://t.me/ElenSeppenen
Воспоминания о Г.Б. Кузнецове
Воспоминания о Г.Б. Кузнецове (А.А. Адамов, И.Н. Шардаков, Н.А. Шевелёв, А.И. Дегтярёв)
Специальность «Динамика и прочность машин» в СССР
Индустриализация энергомашиностроения и оборонной промышленности СССР в условиях научно-технической революции потребовала массовой подготовки инженеров-механиков с глубоким и широким университетским образованием, способных рассчитывать новые приборы, машины, самолёты и энергетические установки. Подготовка инженеров-механиков-исследователей по динамике и прочности машин логично вытекала из русской традиции учёных-механиков живо реагировать на возникающие инженерные проблемы. Около 1900 г. в Санкт-Петербургском политехническом институте по инициативе А.Н. Крылова при участии И.Г. Бубнова, П.Ф. Папковича и С.П. Тимошенко создано кораблестроительное отделение, ставшее в 1930 г. Ленинградским кораблестроительным институтом.
А в Ленинградском политехническом институте в том же 1930 году начали готовить первых специалистов по динамике и прочности машин. Обучение организовал Евгений Леопольдович Николаи, впоследствии передавший обязанности выдающемуся ученому-механику Анатолию Исаковичу Лурье. На кафедре в разное время работали замечательные ученые ― механики и математики Г.Ю. Джанелидзе, М.З. Коловский, А.А. Первозванский, В.В. Новожилов, В.А. Якубович, И.И. Блехман, П.А. Жилин, В.А. Пальмов. В 1958 году кафедру посетил Степан Прокофьевич Тимошенко, теперь уже американский классик в области прикладной механики.
В эти же 30-е годы подготовка таких специалистов началась в Харьковском механико-машиностроительном институте. Среди организаторов специальности были профессора И.М. Бабаков, В.И. Блох, А.П. Филиппов, здесь начинал свою деятельность А.С. Вольмир.
Южноуральская школа прочнистов-термомехаников, обеспечивающих расчетами безопасность атомных станций, существует в Челябинском политехническом институте с конца сороковых годов и связана с деятельностью выпускника МАИ Давида Ароновича Гохфельда. Кафедра «Космические летательные аппараты» МФТИ была основана в 1956 году на базе ЦНИИмаш.
Специальность ДПМ в МВТУ им. Н.Э.Баумана была организована в 1961 году по инициативе профессора С.Д. Пономарева. Большую роль в развитии специальности сыграли профессора Д.И. Шерман, В.Л. Бидерман, В.И. Феодосьев, Н.Н. Малинин, В.А. Светлицкий. В 1962 году специальность «Динамика и прочность машин» была открыта в Московском энергетическом институте по инициативе Владимира Васильевича Болотина, которым были разработаны и прочитаны все спецкурсы. В 1964 году специальность была открыта в Пермском политехническом институте по инициативе Александра Александровича Поздеева. В Брянском институте тяжелого и транспортного машиностроения специальность была организована в 1969 году Львом Николаевичем Никольским. В Новосибирском электротехническом институте подготовка специалистов по динамике и прочности летательных аппаратов началась под руководством Николая Васильевича Пустового. В Московском авиационном институте специальность организована в 1989 году Анатолием Герасимовичем Горшковым.
Киев, Нижний, Куйбышев, Орёл, Волгоград, Омск, Комсомольск… Каждая кафедра динамики и прочности машин в своём городе явилась знаковым событием, научным центром и «кузницей» квалифицированнейших кадров для науки и производства. А.А. Поздеев пришел в ППИ первым доктором наук, а его кафедра подготовила пятьдесят двух. Вокруг организованного им отдела физики полимеров появился Пермский научный центр УрО АН СССР, объединивший усилия множества групп ученых для решения сложнейших задач.
В.Е. Хроматов (МЭИ), И.Э. Келлер
Кафедра «Динамика и прочность машин»